In diesem Beitrag geht es darum, wie Sie sich in der mündlichen Sachkundeprüfung nach § 34a GewO verhalten sollten. Erfahren Sie, was bei den Prüferinnen und Prüfern gut ankommt, wie Sie für einen guten ersten Eindruck sorgen und was Sie besser sein lassen. Wir verraten Ihnen auch, was Sie tun können, wenn Sie sich ungerecht behandelt fühlen.
Diese Rahmenbedingungen gelten für die mündliche Sachkundeprüfung…
Alle Menschen sind verschieden. Und so sind auch Prüferinnen und Prüfer keine Roboter, die schlichtweg einen vorhandenen Fragenkatalog abarbeiten. Grundlegend sollen Schwerpunkte abgeprüft werden (> rechtliche Inhalte, z.B. die Jedermannsrechte, Rechtfertigungs- und Entschuldigungsgründe sowie Umgang mit Menschen), jedoch können auch Fragen zu den anderen Themen gestellt werden, die ebenfalls Inhalt des schriftlichen Teils der Sachkundeprüfung waren. Generell wird nicht „auf Lücke geprüft“ und die Prüfer fragen ausschließlich Inhalte des Lernstoffs ab, der festgelegt ist. Denn die Prüfer müssen sich an die vorgegebenen Rahmeninhalte halten. Sprich: Es darf nur zu den Themengebieten gefragt werden, die durch die Bewachungsverordnung vorgegeben sind. Sie dürfen davon ausgehen, dass man Ihnen durchaus hilft, wenn Sie einmal auf dem Schlauch stehen und man Sie keineswegs durchfallen lassen möchte. Dennoch sollte eben wesentliches Wissen vorhanden sein, damit Sie Ihren Job in der privaten Sicherheit richtig ausüben können. Darüber hinaus gibt es weitere Regeln wie z.B. die Prüfungsordnungen der IHK, die festlegen welche Rahmenbedingungen eingehalten werden müssen. Auch daran müssen sich Prüfende und Prüflinge halten.
Wie läuft die mündliche Sachkundeprüfung ab?
Der Ablauf der mündlichen Prüfung unterscheidet sich von IHK zu IHK teilweise. Generell werden aber zu Beginn der Prüfung zunächst Formvorgaben abgeprüft, dann folgt die eigentliche Prüfung und nach einer kurzen Beratung wird Ihnen das Prüfungsergebnis mitgeteilt:
Identitätsfeststellung: Nach dem Betreten des Prüfungsraumes und einer kurzen Begrüßung, wird zunächst festgestellt, ob Sie tatsächlich der richtige Prüfungsteilnehmer sind. Dazu ist in jedem Fall ein Ausweisdokument und meist auch das Einladungsschreiben vorzulegen.
Frage nach Gesundheit: Man wird Sie vor Beginn fragen, ob Sie gesundheitlich in der Lage sind die Prüfung heute abzulegen. Sie haben hier noch die Möglichkeit – in der Regel untermauert durch ein nachgereichtes ärztliches Attest – von der Prüfung zurückzutreten. Starten Sie hingegen trotz etwaiger Beschwerden und bestehen Sie die Prüfung nicht, gilt diese als nicht bestanden (Fehlversuch).
Frage zur Befangenheit: Sie haben (begründete) Vorbehalte gegen ein Mitglied des Prüfungsausschusses, z.B. weil es sich um einen ehemaligen Vorgesetzten handelt? Dann können Sie diese(n) zuvor ablehnen, indem Sie Befangenheit geltend machen. Wichtig ist hierbei, dass es dadurch sein kann, dass Sie zu einem anderen Termin nochmal zur Prüfung vor einem anderen Ausschuss erscheinen müssen. Es ist aber auch denkbar, dass Ihr Befangenheitsantrag abgelehnt wird, nämlich wenn Sie keinen triftigen Grund haben.
Hinweis zu den Regeln: Ebenfalls vor Beginn der eigentlichen Prüfung, werden Sie auf die Regeln hingewiesen. Zumeist umfassen diese Regelhinweise, dass Handys und Smartphones sowie Smartwatches und andere Hilfsmittel verboten sind und zum Nichtbestehen führen. Handys und „smarte Geräte“ sollten in jedem Fall komplett ausgeschaltet sein oder zuhause gelassen werden.
Prüfungsgespräch: Nun geht es ans Eingemachte. Die Fragezeit, meist pro Person 15 Minuten, beginnt. Sie werden hierzu von drei Mitgliedern des Prüfungsausschusses nacheinander bzw. manchmal auch abwechselnd befragt. Nehmen Sie hierzu eine für Sie möglichst entspannte Situation ein (sitzen/stehen) und achten Sie darauf, dass Sie die Fragen auch akustisch gut verstehen können (ggf. Störquellen wie offene Fenster vorher schließen bzw. darauf hinweisen). Wenn Sie etwas – auch inhaltlich – nicht gut verstanden haben, können Sie darauf hinweisen und bitten, dass die Frage wiederholt oder ggf. anders gestellt wird. Beantworten Sie die Fragen möglichst genau und ohne Umschweife. Weitere Hinweise auch zum Prüfungsgespräch finden Sie in den Tipps im nächsten Absatz (Aufzählung).
Beratung und Ergebnisverkündung: Nach der letzten Frage bzw. mit Zeitablauf wird man Sie zwecks Beratung des Prüfungsausschusses kurz nach draußen bitten. Im Anschluss wird das Ergebnis verkündet. Sie erfahren also sofort, ob Sie bestanden haben oder nicht. Das offizielle Schreiben der IHK hierüber mit Ihrer Bescheinigung erhalten Sie einige Tage später bzw. Ihr Arbeitgeber, falls dieser Sie angemeldet hat. Manche Prüfer geben Ihnen abschließend auch Tipps mit, die Sie beherzigen sollten, insbesondere wenn Sie nochmal zur Prüfung antreten müssen.
Mit folgenden Punkten sind Sie für die Prüfung gut beraten…
Das erforderliche Wissen ist das A und O für die Prüfung und streng genommen in der Sachkundeprüfung auch das Einzige, das wirklich zählt. Doch sind wir ehrlich: Neben dem abgefragten Wissen, gibt es weitere Punkte, die am Ende – gerade wenn es inhaltlich eng werden sollte – ausschlaggebend sein könnten.
Folgende Tipps haben wir daher insgesamt für die mündliche Prüfung für Sie:
Vorbereitung ist entscheidend: Stellen Sie sicher, dass Sie das Material gründlich studiert haben, das für die Prüfung relevant ist. Je besser Sie vorbereitet sind, desto selbstbewusster werden Sie auftreten. Je besser das Fachwissen sitzt und Sie es in der Situation abrufen und anwenden können, desto überzeugender sind Sie.
Seien Sie pünktlich: Erscheinen Sie rechtzeitig zum Prüfungstermin. Pünktlichkeit zeigt einerseits Respekt und Zuverlässigkeit, andererseits ist es zu Ihrem Nachteil, wenn Sie unpünktlich sind. Wenn es blöd läuft ist die Prüfung an diesem Tag dann bereits für Sie gelaufen.
Kleiden Sie sich angemessen: Klar – die Kleidung ist kein Kriterium, das über Bestehen oder Nichtbestehen entscheidet. Dennoch sind Jogginganzüge, Tanktops und verdreckte, abgenutzte Kleidung deplatziert.
Begrüßen Sie höflich: Wenn Sie den Prüfungraum betreten, ist eine freundliche, authentische Begrüßung und Augenkontakt angemessen. Auf einen Händedruck sollte hingegen aus hygienischen Gründen (Covid, Viren, Bakterien, etc.) in der Regel verzichtet werden.
Hören Sie aufmerksam zu: Während der Prüfung hören Sie genau zu und stellen Sie sicher, dass Sie die gestellten Fragen verstehen, bevor Sie antworten. Falls Sie etwas nicht verstehen, zögern Sie nicht, um Klarstellung zu bitten. Sie müssen auch nicht immer wie „aus der Pistole geschossen“ antworten. Wenn Sie zwischen mehreren in Frage kommenden richtigen Antworten schwanken, können Sie die Prüfer auch an Ihren Gedankengängen teilhaben lassen.
Antworten Sie klar und präzise: Versuchen Sie, klare und präzise Antworten zu geben. Vermeiden Sie es, um den heißen Brei herumzureden. Wenn Sie etwas definitiv nicht wissen, geben Sie lieber zu, dass Sie etwas nicht wissen, anstatt mehrmals falsche Informationen zu liefern bzw. in ein munteres Rätselraten überzugehen. Gehen Sie außerdem davon aus, dass die Prüfer nachfragen, wenn Sie diesen ein bestimmtes Stichwort als Antwort liefern, ohne dieses ausreichend erklärt zu haben.
Bleiben Sie ruhig: Selbst wenn Sie nervös sind, versuchen Sie, ruhig zu bleiben. Die Prüfer wissen, dass viele Prüflinge angespannt sind. Manchmal hilft es kurz durchzuschnaufen oder wenn der Mund trocken wird, einen Schluck zu trinken. Für Prüfer ist eine Prüfungssituation auch kein Kaffeekränzchen. Auch diese müssen sich konzentrieren, wenn sie Sie befragen, Antworten beurteilen und den Ablauf mitnotieren.
Zeigen Sie Selbstvertrauen: Zeigen Sie Selbstvertrauen in Ihr Wissen und Ihre Fähigkeiten. Selbst wenn Sie unsicher sind, können Sie durch eine selbstbewusste Haltung einen positiven Eindruck hinterlassen. Natürlich funktioniert das aber nur, wenn Sie über belastbares Wissen verfügen. Kaum etwas kommt schlimmer an als Überheblichkeit (bei gleichzeitiger Unwissenheit).
Seien Sie höflich und respektvoll: Behandeln Sie die Prüfer und andere Prüfungsteilnehmer mit Respekt und Höflichkeit. Vermeiden Sie es, während der Prüfung unhöflich oder unprofessionell zu sein.
Verabschiedung: Egal wie die Prüfung gelaufen ist. Man sieht sich immer (mindestens) zwei Mal im Leben – und die Sicherheitsbranche ist gut vernetzt. Gehen Sie erhobenen Hauptes aus der Prüfung, verabschieden Sie sich ordentlich und greifen Sie Tipps der Prüfer durchaus auf, wenn diese nützlich sein können.
Mildernde Umstände?
Es kommt immer wieder vor, dass Prüfungsteilnehmer besondere Umstände erwähnen, weswegen sie sich nicht ordentlich vorbereiten konnten. Das kann von einer hohen zeitlichen Auslastung über eine vorangegangene Nachtschicht bis hin zu einer schwerwiegenden Erkrankung oder gar dem Tod einer nahestehenden Person reichen. Solche Umstände sind tragisch und oft ist es menschlich überaus nachvollziehbar, dass man sich dann nicht richtig vorbereiten konnte. Jedoch können und dürfen solche Aspekte – bei aller Empathie – vom Prüfungsausschuss nicht als „mildernde Umstände“ angerechnet werden. Das wäre zum einen unfair den anderen Prüfungsteilnehmern gegenüber, zum anderen würde dann ja gerade der Zweck einer solchen Prüfung völlig verfehlt. Was nützt es Ihnen später, wenn Sie die Prüfung „unwissend bestanden“ hätten, dann aber in einer kritischen Situation im Job nicht klar darüber sind, was Sie tun dürfen, respektive müssen? Entweder Sie bringen sich selbst oder andere in Gefahr und/oder stehen mit einem Fuß im Gefängnis. Bitte überlegen Sie sich daher zuvor gründlich, ob Sie an diesem Tag zur Prüfung antreten oder nicht. Sagen Sie gegebenenfalls rechtzeitig ab!
Fairness und Tipps bei Konflikten
Jeder kann mal einen schlechten Tag haben. Dennoch gelten für die IHK-Prüfungen klare Regeln für alle und es zählt das objektiv festgestellte Ergebnis. Ein fairer, resprektvoller Umgang zwischen den Prüfungsteilnehmern und den Mitgliedern des Prüfungsausschusses ist daher unerlässlich. Mitunter kann es in seltenen Fällen inhaltliche Differenzen in der Beurteilung geben, inwiefern eine gegebene Antwort korrekt ist. Oder es wird angezweifelt, dass eine bestimmte Frage so gestellt werden durfte. Sie können natürlich Ihren Standpunkt darlegen, doch beachten Sie, dass eine ausschweifende Diskussion in der unmittelbaren Prüfungssituation wenig angebracht ist. Die Prüfer sitzen hier zunächst am längeren Hebel. Bleiben Sie also auch bei etwaigen Unstimmigkeiten während des Prüfungsgesprächs und bei der Ergebnisverkündung sachlich und höflich.
Zielführender ist es, sich mit einer ausführlichen Begründung im Nachgang schriftlich zu beschweren, z.B. indem Sie nach Bekanntgabe der Entscheidung Widerspruch gegen die Prüfungsentscheidung einlegen. Wurden „Formfehler“ begangen, besteht eine gute Chance die Prüfung erfolgreich anzufechten – doch das ist eher selten der Fall. Ansonsten besteht natürlich auch die Möglichkeit, Einsicht in den Prüfungsakt zu nehmen, einen Anwalt zu konsultieren und den Rechtsweg zu beschreiten, also vor dem Verwaltungsgericht zu klagen. Seien Sie an dieser Stelle aber vorgewarnt: Wenn Seitens der IHK oder der Ausschussmitglieder keine groben Schnitzer begangen worden sind, hat eine Klage sehr wenig Aussicht auf Erfolg. Allemal besser ist es, diesen großen zeitlichen und finanziellen Aufwand zu meiden und schlichtweg besser vorbereitet erneut anzutreten. So hoch ist die Hürde für den „34a-Schein“ nun wirklich nicht.
Резюме
Die mündliche Prüfung stellt für viele Teilnehmende eine Ausnahmesituation dar, in der man natürlich ein wenig aufgeregt ist. Doch dazu besteht kein Anlass, wenn Sie sich gut vorbereitet haben. Gehen Sie möglichst gelassen und authentisch in die Prüfung. Hören Sie genau zu, beantworten Sie die Fragen zielgerichtet, zeigen Sie sich respektvoll und höflich. Dann kann kaum etwas schiefgehen.
Egal ob es um einen Online-Kurs, um einen Präsenzlehrgang oder um Kombinationen aus beidem geht: Als Teilnehmer möchte man die Weiterbildung erfolgreich abschließen – klar! Doch neben dem eigenen Ehrgeiz ist ein wesentlicher Faktor für Erfolg oder Misserfolg der richtige Bildungsträger. In diesem Beitrag erfahren Sie, wie sie seriöse Kursanbieter erkennen und schwarze Schafe aussortieren können.
Warum der richtige Kursanbieter wichtig ist…
Zeit ist Geld – und gerade, wenn man im Beruf sicher weiterkommen möchte, möchte man keine Risiken eingehen. Das Ziel wird es sein, möglichst effizient und ohne Umwege zum gewünschten Weiterbildungsabschluss oder Kurszertifikat zu gelangen. Das geht ohne Experimente nur mit etablierten, erfahrenen Bildungsanbietern, die zusammen mit den eingesetzten Dozenten über die erforderlichen Kompetenzen verfügen. Darüber hinaus müssen Anbieter, wenn sich Teilnehmer ihre Weiterbildung staatlich fördern lassen, bestimmte Voraussetzungen erfüllen. Zu diesen können Anerkennungen der Agentur für Arbeit zählen, wie eine Zulassung nach AZAV oder bei Fernlehrgängen der ZFU. Bei der AZAV handelt es sich um die Akkreditierungs- und Zulassungsverordnung Arbeitsförderung, bei der ZFU um von der Staatliche Zentralstelle für Fernunterricht staatlich zugelassene Fernlehrgänge. Ganz besonders aber auch Selbstzahler, die selbst bezüglich ihrer Karriere finanziell in Vorleistung gehen, möchten ganz bestimmt eine Gewähr dafür haben, auf den richtigen Kursanbieter zu setzen.
Was sollten gute Kursanbieter bieten?
Die folgenden Aspekte sind allgemeine und übergreifende Merkmale, die einen guten Kursanbieter ausmachen:
Aktualität der Inhalte: Gute Kursanbieter bieten qualitativ hochwertige Lehrinhalte an, die relevant und aktuell sind. Dadurch erhalten Lernende praxisnahe und fundierte Kenntnisse, die ihnen in ihrem Beruf weiterhelfen.
Qualität der Lehrenden: Die Qualität der Lehrenden beeinflusst maßgeblich den Lernerfolg. Gute Kursanbieter setzen erfahrene und kompetente Dozenten ein, die die Inhalte verständlich vermitteln können und auf die individuellen Bedürfnisse der Lernenden eingehen.
Anerkennung der Zertifikate/Abschlüsse: Kurse von renommierten Anbietern werden oft von Unternehmen und Organisationen anerkannt bzw. bereiten diese auf staatlich anerkannte Abschlüsse z.B. der IHK vor. Ein solches Zertifikat kann daher das berufliche Profil der Lernenden verbessern und ihre Karrierechancen klar erhöhen.
Innovative Lernmethoden: Gute Kursanbieter setzen moderne und innovative Lernmethoden ein, um den Lernprozess effektiver und interessanter zu gestalten. Dies kann z. B. durch interaktive Online-Kurse oder praxisnahe Workshops geschehen.
Netzwerkmöglichkeiten: Einige Kursanbieter bieten auch die Möglichkeit, mit anderen Fachleuten aus der Branche in Kontakt zu treten und ein berufliches Netzwerk aufzubauen. Dies kann für die berufliche Entwicklung der Lernenden sehr vorteilhaft sein.
Auf welche Punkte sollte ich ganz konkret achten, wenn ich mich in der privaten Sicherheit fortbilden möchte?
Gehen Sie folgende Punkte durch. Kaum ein Anbieter wird alle Anforderungen erfüllen. Jedoch sollten bei guten und seriösen Bildungsanbieter die wesentliche Punkte bejaht werden können:
Reputationscheck: Prüfen Sie, welche Erfahrungen andere mit dem Anbieter gemacht haben. Neben reinen Bewertungen (z.B. Google-Sternen) lassen Kommentare einen besseren Einblick zu. Wichtig ist aber zu wissen, dass einerseits häufig eher Personen Kommentare hinterlassen, die unzufrieden waren. Andererseits gibt es Unternehmen, die Kommentare und Bewertungen selbst vornehmen (lassen) oder dagegen anwaltlich vorgehen, um diese entfernen zu lassen. Ebenso gibt es – meist kommerzielle – Bewertungsportale, die prinzipiell auf Seite der Anbieter sind und kritische Bewertungen erst gar nicht freigeben. Kommentare und Bewertungen im Internet sind daher nicht immer unbedingt repräsentativ. Eine gute Möglichkeit ist, Absolventen persönlich zu fragen oder Bekannte, die derzeit am gewünschten Kurs teilnehmen. Falls man niemanden kennt, kann man auch in den Sozialen Netzwerken wie z.B. der Facebook-Gruppe „Mit Sicherheit erfolgreich.“ nachfragen.
Überprüfung der Webseite und des Angebots: Wie sind die Seiten gestaltet? Ist die Ansprache (auch orthographisch und grammatisch) korrekt? Sieht die Internetseite des in Frage kommenden Anbieters schon aus wie von vorgestern, ist das ein Anzeichen dafür, dass das angebotene Lernprogramm wahrscheinlich auch nicht auf der Höhe der Zeit ist. Dies betrifft sowohl didaktische als auch methodische Konzepte. Eine fehlerfreie, ansprechende und moderne Website auf dem Stand der Technik kann – gerade wenn der Kurs online oder online-gestützt erfolgen soll – ein probates Anzeichen dafür sein, dass Methoden und Inhalte auf der Höhe der Zeit sind. Doch auch hier Vorsicht: Manche Anbieter machen einfach nur ein gutes Marketing mit mehr Schein als Sein! Sehen Sie sich daher zudem genau an, was (später im gebuchten Kurs) geboten wird und was Ihnen wichtig ist.
Unternehmensinformationen und Impressum: Hat der Anbieter ein ordentliches Impressum mit einem deutschen Firmensitz oder handelt es sich um eine Website, von der man gar nicht erst weiß wer dahinter steckt? Wenn Letzteres der Fall ist, sollten die Alarmglocken schrillen. Ebenso kann eine Google-Recherche dazu beitragen, mehr über das Unternehmen zu erfahren, z. B. wie lange es schon existiert, wer die Gründer sind und ob es in der Presse erwähnt wurde. Seriöse Unternehmen sind oft transparent über ihre Geschichte und Hintergründe.
Seiten-Sicherheit und Zahlungsarten: Seriöse Seiten müssen in Deutschland und der EU auch technische Anforderungen erfüllen. Dazu gehört, dass unter anderem die DSGVO mit Datenschutzvorgaben beachtet werden muss. In der Regel verfügen seriöse Seiten daher über eine Datenschutzerklärung und einen sogenannten Cookie-Hinweis, der aufklärt wie mit personenbezogenen Daten umgegangen wird. Sie werden meist um eine Einwilligung in die Datenverarbeitung gebeten. Ebenso sollten seriöse Webseiten über eine SSL-Verschlüsselung („https://“ oder Schloss-Symbol in der Adressleiste) verfügen und bewährte Zahlungsmöglichkeiten unter Hinweis auf das Widerrufsrecht anbieten.
Kontaktaufnahme zum Anbieter: Wenn möglich, kontaktieren Sie den Anbieter direkt, z. B. per E‑Mail oder Telefon. Und vereinbaren Sie, wenn möglich und für Sie sinnvoll, einen Beratungstermin beim Anbieter in den Räumlichkeiten vor Ort. Stellen Sie Fragen zu den angebotenen Produkten oder Dienstleistungen und achten Sie auf die Reaktion des Anbieters. Seriöse Anbieter sollten professionell und hilfsbereit antworten. Die Reaktionszeiten auf Anfragen können ebenfalls gute Rückschlüsse auf die Servicequalität zulassen. Bei einem Besuch vor Ort haben Sie gegebenenfalls außerdem einen direkten Eindruck bezüglich den Räumlichkeiten und den Lernbedingungen.
Prüfung von Zertifizierungen und Mitgliedschaften des Anbieters: Seriöse Anbieter sind zertifiziert oder Mitglieder in Branchenverbänden. Überprüfen Sie, ob der Anbieter solche Zertifizierungen oder Mitgliedschaften vorweisen kann und ob diese gültig sind. Wichtig ist, dass es sich nicht um sinnfreie „Fake-Auszeichnungen“ handelt, sondern tatsächlich um aussagekräftige Zertifizierungen. Hierzu können insbesondere folgende zählen:
QM-Zertifikat (ISO 9001)
AZAV-Akrreditierung (> Wichtig bei Förderung durch die Arbeitsagentur!)
ZFU-Zulassung (> Pflicht bei Fernlehrgängen!)
Spezialisierung auf die Sicherheitsbranche (z.B. BDSW-zertifizierte Sicherheitsfachschulen)
Prüfung der Qualifikation und Erfahrung der Dozenten: Dies ist ein entscheidender Punkt. Die Qualifikationen und Erfahrung der Dozenten sind entscheidend für die Qualität der Lehre. Gut ausgebildete Dozenten können Lehrinhalte klar vermitteln und das Interesse der Studierenden wecken. Ihre fachliche Kompetenz ermöglicht es ihnen, auf Fragen einzugehen und aktuelle Entwicklungen zu vermitteln. Erfahrene Dozenten können die Studierenden auch persönlich unterstützen. Folgende Aspekte sollten bejaht werden:
Die eingesetzten Dozenten sollten mindestens über die Qualifikation verfügen, deren Ziel die Teilnahme am Kurs ist. Ideal ist, wenn die Dozenten Мастер для защиты и безопасности sind oder ein entsprechend der Kursinhalte passendes Исследованиеabgeschlossen haben.
Die Dozenten sollten über adäquate didaktische und methodische Fähigkeiten verfügen, um Wissen richtig vermitteln zu können. Deswegen sollten die Lehrenden über die Ausbildereignung (den Ausbilderschein) verfügen oder aber über eine andere entsprechende, höherwertige pädagogische Ausbildung.
Grau ist alle Theorie: Die Dozenten sollten aber praktisch wissen, worüber sie reden. Daher sollten Lehrende über ausreichende, idealerweise mehrjährige Berufspraxis auf dem zu vermittelnden Themengebiet verfügen.
Lebenslanges Lernen ist nicht nur ein Buzzword: Dozenten sollten Up-to-Date sein und über aktuelle Entwicklungen und Neuerungen Bescheid wissen.
Der Schulungsleiter und/oder Dozenten sollten nach Möglichkeit selbst als Mitglied in den Prüfungsausschüssen (z.B. der Industrie- und Handelskammer) vertreten sein. So ist weitgehend sichergestellt, dass tatsächlich auch der Prüfungsbezug gegeben ist und relevantes Wissen vermittelt wird.
Leistungen und Extrakosten: Vergleichen Sie genau, was angeboten wird und ob das das ist, was Sie benötigen bzw. was auf das Erreichen des Ziels einzahlen kann. Manchmal werden Fantasieabschlüsse angeboten (z.B. „Sicherheitsfachkraft“), ohne wirklichen Mehrwert auf dem Arbeitsmarkt. Manchmal enthalten diese auch „nur“ die Vorbereitung auf die Sachkundeprüfung und ein wertloses Teilnahmezertifikat des Kursanbieters, sind dafür aber deutlich überteuert. Schauen Sie, was an Lehrmitteln (Büchern, Lernskripten, Karteikarten, Online-Inhalte, etc.) geboten wird und vergleichen Sie dies mit anderen Anbietern. Fragen Sie, ob im Kurspreis alles inklusive ist, oder ob an irgendeiner Stelle möglicherweise zusätzliche Kosten auf Sie zukommen.
Checkliste zum Vergleich von Bildungsträger in der privaten Sicherheit
Wer in der privaten Sicherheitsbranche eine Weiterbildung machen möchte – egal ob es sich um die Sachkundeprüfung nach § 34a GewO oder Aufstiegsfortbildungen wie die Geprüfte Schutz- und Sicherheitskraft oder sogar den Meister für Schutz und Sicherheit handelt – steht vor der Qual der Wahl: Es gibt zahlreiche Anbieter auf dem Bildungsmarkt, gerade auch für die Sachkundeprüfung. Bei der Auswahl helfen kann eventuell die Checkliste der Akademie für Sicherheit (Download). Außerdem bietet der Inhaber der Mission: Weiterbildung GmbH, Jörg Zitzmann, im Podcast für Schutz und Sicherheit eine passende Folge zur Wahl des Bildungsträgers an:
Neben der Akademie für Sicherheit (AfS) gibt es natürlich bundesweit noch viele andere seriöse Anbieter, mit denen man einen Kurs bzw. einen Aus- und Weiterbildungsabschluss erfolgreich bestehen kann. Wenn Sie bestimmte Bildungsträger empfehlen können, mit denen Sie gute Erfahrungen gemacht haben, können Sie gerne Ihre Eindrücke als Kommentar ganz unten auf dieser Seite für andere Interessenten schildern.
Aufgaben von Sicherheitsmitarbeitern in der Bahnsicherheit
Die Sicherheit im öffentlichen Verkehr, insbesondere im Bereich der Bahnen und Bahnhöfe, ist von entscheidender Bedeutung für die Gewährleistung eines reibungslosen und sicheren Personen- und Gütertransports (Schienenverkehr). In diesem Artikel werden die vielfältigen Aufgaben von Sicherheitsmitarbeitern in der Bahnsicherheit beleuchtet, wobei auch die damit verbundenen Gefahren, Bedrohungen und Risiken sowie die erforderlichen Fähigkeiten und persönlichen Eigenschaften für eine erfolgreiche Tätigkeit in diesem Bereich diskutiert werden.
Aufgaben der Sicherheitsmitarbeiter in der Bahnsicherheit
Sicherheitsmitarbeiter in der Bahnsicherheit übernehmen eine breite Palette von Aufgaben, die dazu dienen, die Sicherheit von Passagieren, Personal und Eigentum zu gewährleisten. Dabei sind städtische Bahnhöfe teilweise Kriminalitätsschwerpunkte. Zu den Hauptaufgaben gehören:
1. Überwachung und Prävention
Sicherheitsmitarbeiter sind dafür verantwortlich, verdächtige Aktivitäten zu erkennen und zu überwachen, um das Hausrecht durchzusetzen, die Einhaltung der Beförderungsbedingungen in den Reisezügen zu gewährleisten und auch Straftaten wie Diebstahl, Vandalismus, Belästigung und Gewalttaten zu verhindern. Dies umfasst die regelmäßige Patrouille durch Bahnhöfe und Züge sowie die Beobachtung durch Überwachungskameras und die Bedienung weiterer Sicherheitssysteme. Die Präsenz von Sicherheitsmitarbeitern, auch als Ansprechpartner und Auskunftspersonen von Zuggästen, trägt wesentlich zu einem positiven Sicherheitsgefühl und auch zur Serviceorientierung des Auftraggebers/Bahnunternehmens bei.
2. Durchführung von Sicherheitskontrollen
Sicherheitsmitarbeiter führen Sicherheitskontrollen an Bahnhöfen und in Zügen durch, um verbotene Gegenstände wie Waffen, Drogen und verbotene oder verdächtige Gegenstände zu entdecken und dadurch Schäden abzuwenden. Einhergehend mit den rechtlichen Bestimmungen und Dienstanweisungen erfolgt dies in enger Abstimmung mit den Behörden wie der Bundespolizei. Nicht selten müssen Personen, die am Bahnhof unerwünscht sind oder die Betriebsabläufe stören, der Örtlichkeit verwiesen oder der Polizei übergeben werden. Im Rahmen der Rundgänge werden auch andere relevante Sachverhalte wie z.B. Störungen/Defekte, Verunreinigungen oder Gefahrenstellen gemeldet und Sofortmaßnahmen ergriffen.
3. Hilfeleistung und Konfliktmanagement
Im Falle von Notfällen, medizinischen Zwischenfällen oder Konfliktsituationen sind Sicherheitsmitarbeiter geschult, schnell zu reagieren und angemessene Unterstützung zu leisten. Dies kann die Bereitstellung von Erster Hilfe, die Evakuierung von Passagieren oder die Deeskalation von Konflikten zwischen Fahrgästen umfassen. Gerade im Bahnverkehr, wo viele Personen aufeinandertreffen und auch besondere Unfallrisiken (z.B. beim Ein- und Ausstieg) bestehen, sind Unfälle keine Seltenheit. Hinzu kommen Personen, die die Betriebsabläufe stören, sich selbst gefährden (Suizidabsicht, Drogenkonsum, etc.) oder andere durch kriminelle oder in seltenen Fällen gar terroristisch motivierte Taten bedrohen.
4. Kundenbetreuung und Information
Sicherheitsmitarbeiter stehen den Fahrgästen als Ansprechpartner zur Verfügung, um Fragen zu beantworten, Hilfe anzubieten und Informationen über Fahrpläne, Routen und Sicherheitsvorkehrungen bereitzustellen. Sie fungieren als wichtige Schnittstelle zwischen dem Bahnunternehmen und den Passagieren. Das Sicherheitspersonal ist damit auch ein Aushängeschild für die Bahngesellschaft. Entsprechend wichtig ist hier professionelles Handeln. Etwaige Fehltritte können dank Smartphone und Social Media schnell überregional große Aufmerksamkeit erregen und damit das Unternehmen in ein schlechtes Licht rücken. „Schwarze Sheriffs“ sind daher fehl am Platze.
5. Schutz Kritischer Infrastruktur und spezielle Aufgaben
Das Bahnnetz und die damit verbundenen Einrichtungen (z.B. Datenkommunikation, Zugbeeinflussungssysteme, Energieversorgung) sind Teil der Kritischen Infrastruktur der Bundesrepublik Deutschland. Tagtäglich verlassen sich Millionen Menschen auf den sicheren Transport und sind von diesem abhängig. Sicherheitsmitarbeiter übernehmen daher auch in der Konzernsicherheit wesentliche Aufgaben wie z.B. im Bedrohungsmanagement, in der Sicherheitstechnik, in Sicherheitszentralen und in leitenden Funktionen. Spezielle Aufgabengebiete im Bereich der Bahnsicherheit können auch die Tätigkeit in mobilen Unterstützungsgruppen sein, z.B. wenn Veranstaltungen wie Fußballspiele stattfinden, die Überwachung von Streckenabschnitten mittels Drohnen oder der Dienst als Hundeführer. Die Bahnsicherheit ist also sehr vielfältig und kann wesentlich mehr umfassen als nur den klassischen Sicherheits- und Ordnungsdienst (SOD) mit der Bestreifung von Bahnhöfen.
6. Berichterstattung und Zusammenarbeit mit Behörden
Sicherheitsmitarbeiter sind verpflichtet, Vorfälle und verdächtige Aktivitäten zu dokumentieren und Berichte zu erstatten. Teilweise sind Bodycams im Einsatz, die die Situation auf Video aufzeichnen. Als Sicherheitsmitarbeiter in der Bahnsicherheit arbeiten Sie auch eng mit der Bundespolizei und anderen Sicherheitsbehörden zusammen, um zur Aufrechterhaltung der öffentlichen Sicherheit mit beizutragen. Gerade dieses Spannungsfeld aus Tätigkeit im Hausrechtsbereich und die Zusammenarbeit im Bereich der öffentlichen Sicherheit hat seinen Reiz, erfordert aber ein hohes Maß an Handlungssicherheit – auch in Bezug auf rechtliche Aspekte.
Gefahren und Risiken in der Bahnsicherheit
Die Arbeit in der Bahnsicherheit birgt – je nach Aufgabenbereich und Einsatzort – eine Reihe von Gefahren und Risiken, denen Sicherheitsmitarbeiter regelmäßig ausgesetzt sind:
1. Körperliche Gewalt und Aggression
Sicherheitsmitarbeiter können aggressiven oder gewalttätigen Passagieren gegenüberstehen, insbesondere in Konfliktsituationen oder bei der Durchsetzung von Sicherheitsmaßnahmen. Sie müssen in der Lage sein, mit solchen Situationen umzugehen und angemessen zu reagieren, ohne die Sicherheit anderer zu gefährden.
2. Risiko von Angriffen und Überfällen
Bahnhöfe und Züge sind oft belebte und öffentlich zugängliche Orte, an denen das Risiko von Überfällen, Diebstählen und anderen kriminellen Aktivitäten erhöht ist. Sicherheitsmitarbeiter müssen wachsam sein und proaktiv handeln, um solche Vorfälle zu verhindern oder zu unterbinden.
3. Gefahr von Terroranschlägen
Angesichts der aktuellen Sicherheitslage besteht auch die Gefahr terroristischer Anschläge auf Bahnhöfe oder Züge. Sicherheitsmitarbeiter müssen über entsprechende Schulungen und Protokolle verfügen, um auf verdächtige Aktivitäten hinzuweisen und im Ernstfall angemessen zu reagieren.
4. Arbeitsumgebung und Witterungsbedingungen
Die Arbeit in der Bahnsicherheit kann auch physische Herausforderungen mit sich bringen, wie z. B. das Arbeiten bei extremen Temperaturen, in engen oder überfüllten Räumen oder in abgelegenen Bereichen wie Bahnsteigen oder Tunneln.
Sturz- und Stolpergefahren sind alltäglich, im Bereich des Bahnverkehrs aber durchaus mit einem größeren Risiko verbunden als andernorts. Hinzu kommt neben der physischen Belastung (lange Laufwege, Schichtarbeit, etc.) auch durchaus eine psychische (Angst vor Übergriffen, Suizide, usw.). Last but not Least hat auch die Covid-19 Pandemie vor Augen geführt, wie schnell sich Viren und ansteckende Erreger ausbreiten können, wenn viele Menschen zusammen kommen.
Empfehlungen für Fähigkeiten und persönliche Eigenschaften
Um erfolgreich in der Bahnsicherheit zu arbeiten, sollten Sicherheitsmitarbeiter über folgende Fähigkeiten und persönliche Eigenschaften verfügen:
1. Kommunikationsfähigkeit
Gute und situationsgerechte Kommunikationsfähigkeiten sind entscheidend, um effektiv mit Passagieren, Kollegen und anderen Einsatzkräften zu interagieren. Sicherheitsmitarbeiter sollten in der Lage sein, klar und präzise zu kommunizieren und in Konfliktsituationen deeskalierend zu wirken.
2. Selbstbeherrschung und Stressresistenz
Da Sicherheitsmitarbeiter oft mit herausfordernden und potenziell gefährlichen Situationen konfrontiert sind, ist es wichtig, über ein hohes Maß an Selbstbeherrschung und Stressresistenz zu verfügen. Sie sollten in der Lage sein, ruhig zu bleiben und rational zu handeln, auch unter Druck und bei Provokationen.
3. Teamfähigkeit
Die Zusammenarbeit mit anderen Sicherheitsmitarbeitern, dem Bahnpersonal und der Bundespolizei ist unerlässlich für eine effektive Bahnsicherheit. Sicherheitsmitarbeiter sollten teamorientiert sein und gut in multidisziplinären Teams arbeiten können.
4. Verantwortungsbewusstsein und Integrität
Sicherheitsmitarbeiter tragen eine große Verantwortung für die Sicherheit von Passagieren und Eigentum. Sie sollten integer und verantwortungsbewusst handeln und sich an ethische Standards halten.
5. Körperliche Fitness und Ausdauer
Die Arbeit in der Bahnsicherheit erfordert oft körperliche Anstrengung und Ausdauer, insbesondere bei ausgedehnten Kontrollgängen und häufigen Schichtdiensten. Sicherheitsmitarbeiter sollten daher über eine angemessene körperliche Fitness und Belastbarkeit verfügen.
6. Fachkenntnisse, Schulungen und Erfahrung
Um die vielfältigen Aufgaben in der Bahnsicherheit effektiv ausführen zu können, ist es wichtig, über entsprechende Fachkenntnisse und Schulungen zu verfügen. In den meisten Positionen ist mindestens die Sachkundeprüfung nach § 34a GewO erforderlich. Auch eine Ausbildungen wie die zur Fachkraft für Schutz und Sicherheit ist gern gesehen und kann die Karriere voran bringen. Sicherheitsmitarbeiter sollten regelmäßig an Schulungen teilnehmen und sich über aktuelle Sicherheitsrisiken und ‑verfahren informieren. Zudem sollten wesentliche Fremdsprachenkenntnisse – zumindest in der englischen Sprache – vorhanden sein.
Wie komme ich konkret zu einem Job in der Bahnsicherheit?
Der größte Arbeitgeber in diesem Bereich ist die DB Sicherheit der Deutschen Bahn.
Wichtig ist die Sachkundeprüfung nach § 34a GewO, die man idealerweise bereits erfolgreich absolviert haben sollte. Außerdem kann die Bewerbung schneller zum Erfolg führen, wenn man neben den üblichen Bewerbungsunterlagen ein gültiges Ausweisdokument, eine Auflistung der Wohnadressen der letzten 5 Jahre sowie – wenn bereits vorhanden – seine Bewacher-ID aus dem Bewacherregister vorlegt. Im Regelfall sollte man über einen PKW-Führerschein (Klasse B) verfügen, im Schichtdienst arbeiten können, den Kontakt zu Menschen mögen, team- und kommunikationsfähig sein, die deutsche Sprache ausreichend beherrschen und idealerweise bereits erste Erfahrungen gesammelt habe. Die genauen Anforderungen findet man in der jeweiligen Объявление о приеме на работу!
Bahnsicherheit 2030: Auch in Thema auf der Nürnberger Sicherheitskonferenz
Die Nürnberger Sicherheitskonferenz ist inzwischen eine feste Größe der Security-Fachmessen. Im Rahmen der 5. Nürnberger Sicherheitskonferenz mit dem Titel „SICHERHEIT 2030“, die am 10.04.2024 in der Nürnberger Meistersingerhalle stattfindet, wird Torsten Malt von der DB Sicherheit als Speaker auftreten. Sein Vortrag beschäftigt sich mit dem Schutz der Kritischen Infrastruktur am Beispiel der S‑Bahn München. Er will aufzeigen wie Sicherheit im Konzernverbund sowie im Verbund mit den Sicherheitsbehörden funktionieren kann und welche Herausforderungen sich dabei ergeben.
Mehr dazu unter www.nuernberger-sicherheitskonferenz.de und im Podcast für Schutz und Sicherheit:
В частном охранном секторе сменная работа, ночная работа и работа в праздничные дни являются обычными условиями труда. Охранники часто выполняют сложную работу по обеспечению безопасности объектов, мероприятий и людей. К сожалению Заработная плата в этом секторе часто относится к низкооплачиваемому сектору например, в отдельной службе безопасности. Если часы неожиданно теряются, например, из-за того, что работодатель теряет важный контракт, и из-за этого (или по другим причинам) не достигается месячная норма рабочего времени, то работа охранником 34a может стать финансово затруднительной. В этой статье рассматриваются причины, которые приводят к отмене рабочих дней, и показываются возможности, которые появляются у сотрудника службы безопасности.
Каковы возможные причины, по которым работодатель назначает мне меньшее количество рабочих дней?
Прежде всего, на этом этапе следует кратко рассмотреть точку зрения охранного предприятия. Тот факт, что вы реже заступаете на дежурство, в большинстве случаев (надеюсь) не имеет никакого отношения к вам лично, а объясняется производственными причинами. Если работодатель объясняет их прозрачно, и вы можете их понять, это является лучшей отправной точкой для решения проблемы, которое может быть поддержано обеими сторонами. Однако не исключено, что это приведет к смене работы или к тому, что вы начнете искать новую работу. А может быть, “период простоя” окажется непродолжительным, и вы сможете компенсировать его дополнительными часами в следующем месяце или работодатель пойдет вам навстречу каким-то другим способом.
Вот десять возможных причин, по которым ваш работодатель может захотеть сократить ваше рабочее время:
Снижение покупательского спроса: Может снизиться спрос на услуги безопасности, что приведет к сокращению количества необходимых человеко-часов.
Экономический спад: Возможно, экономическая ситуация ухудшилась, что привело к ограничению ресурсов и экономии затрат.
Изменения в бизнес-стратегии: Возможно, ваш работодатель изменил свою бизнес-стратегию, что привело к корректировке человеческих ресурсов.
Ротация персонала: Возможна ротация персонала, чтобы дать возможность работать всем сотрудникам и более справедливо распределить рабочее время.
Сезонные колебания: Рабочее время может быть подвержено сезонным колебаниям, например, если в определенные месяцы требуется меньше сотрудников охраны.
Изменения в договорах с клиентами: Возможно, что контракты с клиентами изменились, и это приводит к сокращению объема работы.
Правовые ограничения: Могут появиться (новые) законодательные ограничения, например, максимальные пределы рабочего времени или периоды отдыха между сменами. Или же существующие требования (например, из Закона о рабочем времени) теперь лучше соблюдаются.
Отпуска компании или сезонные перерывы в работе компанииВозможно, ваш работодатель решил сократить рабочее время в определенные периоды, например, во время корпоративных праздников или сезонных перерывов (у клиентов). Также, например, пандемия Ковида вызвала временные потрясения в отрасли.
Внутренняя реструктуризация компании: Ваш работодатель может провести внутреннюю реструктуризацию, которая приведет к переоценке рабочего времени и распределению ресурсов.
Какие у меня есть варианты, если мой работодатель поручает мне меньше работы?
Конечно, не стоит спорить об одном или двух часах. Однако потеря 20, 30, 40 или даже более процентов рабочих часов — это очень важно, ведь вам тоже нужно зарабатывать на жизнь. Если ваш начальник исключает вас из списка дежурных, назначает на значительно меньшее количество смен, чем обычно, и вы не получаете свои часы — тогда у вас есть следующие варианты:
Проверьте трудовой договор! Это самый важный момент. Как правило, решающим является то, что оговорено в вашем трудовом договоре. Например, если в нем указано “полный рабочий день”, работодатель обязан принять вас на работу в соответствии с этим. Что подразумевается под полным рабочим днем, обычно регулируется соответствующим коллективным договором. Часто также оговаривается конкретное количество часов. Если, например, в вашем трудовом договоре оговорено 170 часов в месяц, то это количество часов должно соблюдаться (за исключением незначительных колебаний, например, в связи с больничными).
Обратитесь к дежурному! График дежурств в службах безопасности, например, в охране предприятий, часто составляется на основе фиксированного ритма смен. Таким образом, можно планировать примерно заранее — конечно, с определенной степенью неопределенности (например, из-за вечного планирования отпусков). Однако решающее значение имеет фактический график дежурств на следующий месяц: если в нем указано, например, 20 смен, то вы имеете право работать именно столько смен. После опубликования графика дежурств он может быть изменен только после консультации с работниками.
Стремитесь к диалогу и активно предлагайте выполнение работы! Многие вещи можно прояснить с помощью общения. Попытайтесь поговорить со своим руководителем и прийти к консенсусу. Важно: Сообщите, что вы не согласны с изменениями, и прямо предложите свою работу! Ваш работодатель обязан предоставить вам работу в соответствии с действующим трудовым договором, вы предоставляете свою работу в соответствии с договором.
Ваш работодатель не реагирует? Отправьте письменное напоминание! Письменно проинформируйте своего работодателя об упомянутых выше аспектах. Письменная форма важна для того, чтобы у вас было доказательство. Установите крайний срок для вашего начальника, но продолжайте быть вежливым и готовым к сотрудничеству. В конце концов, вы обычно хотите продолжать работать на своего работодателя.
Если ничего не помогает: жалуйтесь! Если все остальное не помогает, работодатель не реагирует, а переговоры (возможно, также с производственным советом) не привели к успеху, единственным вариантом является обращение в суд по трудовым спорам.
Вам не хочется сдавать экзамен и готовиться к нему, вы уже несколько раз проваливали экзамен на знание эксперта Торгово-промышленной палаты или вы просто хотите сэкономить время и деньги — все это может быть причинами, по которым люди продолжают искать “купить лицензию 34а”. В этой статье объясняется, почему это не самая лучшая идея.
Можете ли вы на самом деле купить “ноту 34а”?
Короткий Поиск Google показывает: Да, вы можете купить бумажку, которая выглядит так, будто это официальный документ торгово-промышленной палаты. Но будьте осторожны! Если вы используете такие поддельные экзаменационные сертификаты, вас могут привлечь к ответственности. Что вам разрешено сделать, так это повесить такую бумажку в прихожей для развлечения или использовать ее в качестве зажигалки на следующей вечеринке барбекю. Однако если вы используете такую бумагу в юридических операциях, например, при приеме на работу или для регистрации охранного предприятия, вы совершаете подлог в соответствии со статьей 267 Уголовного кодекса:
(1) Любое лицо, которое с целью обмана при совершении юридических сделок изготавливает поддельный документ, подделывает подлинный документ или использует поддельный или фальсифицированный документ, подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок не более пяти лет или денежному штрафу. (2) Попытка наказуема. (3) В особо тяжких случаях наказанием является лишение свободы на срок от шести месяцев до десяти лет. […]
Поставщики таких сомнительных услуг также знают, что предложение экзаменационных сертификатов IHK, аттестатов об окончании школы и других сертификатов, включая докторские степени, является сомнительным с юридической точки зрения. В основном они заинтересованы в том, чтобы быстро заработать деньги. Поставщики услуг обычно находятся за границей или недоступны и таким образом избегают судебных споров. Это связано с тем, что продавцы также могут быть привлечены к ответственности, поскольку они используют торговые марки и, таким образом, охраняемые законом идентифицирующие признаки (например, логотип) организаций, выдающих сертификаты. Кроме того, некоторые продавцы даже намеренно создают впечатление, что это юридически оформленный документ и в то же время рекламируют, что можно использовать эти поддельные документы в законных сделках. Таким образом, продавцы часто также выдают ложные факты за действительные и тем самым частично призывают, хотя бы косвенно, использовать проданную подделку как настоящий документ. Как покупатель, вы всегда можете быть привлечены к ответственности и сами стать объектом судебного преследования, если вы действительно профессионально используете такой фантастический документ.
Где можно приобрести сертификат компетентности?
Единственный законный способ получить “сертификат об успешном прохождении экзамена на знание специальности” (это правильный термин) — это успешно пройти экзамен на знание специальности IHK. Вы можете найти множество бесплатных Советы по подготовке к экзаменам, Вопросы теста и Справочный форум на этом сайте. Кстати, сдача настоящего экзамена может быть даже дешевле, чем некоторые из незаконных предложений поддельных сертификатов. Честность — лучшая политика! Не участвуйте в фальшивых предложениях с поддельными доказательствами! Это того не стоит, потому что вас разоблачат. А за ту цену, которую вы потом заплатите, вы могли бы как следует подготовиться к экзамену и сдать его вполне регулярно.
Сколько стоит поддельный сертификат компетентности?
Цены начинаются от чуть менее 10 евро за персонализированный поддельный сертификат для прямой загрузки в формате PDF.
Этот “недорогой поставщик” фальшивых доказательств подчеркивает, что вам не разрешается использовать приобретенные документы, но для собственной безопасности он все же указал штаб-квартиру компании в США. Он знает, почему.
Возможно, вершиной айсберга является поставщик, предлагающий всевозможные экзаменационные сертификаты и дипломы — включая различные профессиональные квалификации, аттестаты об окончании школы, дипломы бакалавра и магистра колледжей, университетские дипломы и даже докторские степени. Такие печатные документы можно приобрести за “смешную цену” в несколько сотен евро — очевидно, это выгодный бизнес. Он также продвигает это предложение на коммерческой основе через рекламу в Google, которая появляется в верхней части страницы результатов по соответствующим поисковым запросам — см. иллюстрацию ниже. Этот торговец-мошенник даже рекламирует, что это законное предложение и “100% подлинные и зарегистрированные документы, которые могут быть проверены университетом/компанией по обучению или даже вашим работодателем”. полная чушь!
Давайте поговорим об индейке: если вы купите подделку или сделаете ее сами и распечатаете, вас все равно поймают — и тогда это будет очень неприятно и очень дорого. Почему это неизбежно, вы узнаете в следующем разделе.
Почему глупо предъявлять поддельный сертификат 34a.…
Всего несколько лет назад можно было бы считать, что фактическаяunПовезти знающему сотруднику службы безопасности могло только в том случае, если поддельный сертификат не был замечен в процессе подачи заявления, во время таможенной или полицейской проверки или в ходе запроса в экзаменационную палату промышленности и торговли (IHK). Но с 1 июня 2019 года существует центральный регистр охраны, куда сходятся все данные. Ваш работодатель должен сообщить о вас туда до начала работы и дождаться разрешения. Только после этого вы получите удостоверение охранника и сможете приступить к работе. В ходе этой проверки и сравнения данных быстро выясняется, если вы представили поддельный документ. Вы несете все последствия в соответствии с уголовным и гражданским законодательством!
Вы говорите не на немецком, а на другом языке?
В настоящее время во многих областях Германии срочно требуются квалифицированные работники. Одной из таких областей является частная охранная индустрия. Чтобы получить разрешение на работу в охранной службе в Германии, для многих видов охранной деятельности необходимо следующее Экспертиза экспертных знаний в соответствии с § 34a Закона о регулировании торговли. В этом случае вы являетесь квалифицированным соискателем с сертификатом компетентности 34a и обладаете отличными Перспективы трудоустройства с соответствующей оплатой!
Информация о немецком 34a-Sachkundeprüfung (Безопасность) на вашем языке
На портале квалификационной информации вы найдете много бесплатной информации о немецком квалификационном экзамене для сотрудников службы безопасности. Перейдите через главное меню в самом верху через наш Информационные страницы, просмотрите текущие записи в блоге или целенаправленно использовать Поиск. Если у вас есть индивидуальный запрос, вы также можете связаться с нами в любое время. Опубликуйте свой вопрос на форуме помощи.
Доступные языки в Инфопортале предметных справочников
Обычно система автоматически определяет, какой язык вы используете, и устанавливает портал 34a на этот язык. В настоящее время поддерживаются следующие языки:
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Не стесняйтесь писать комментарии на этой странице под этой записью в блоге. Сообщите нам, на какой язык вы хотели бы перевести нашу информацию 34a. Мы будем рады принять любые предложения по улучшению и по возможности реализовать их.
Бесплатные тесты и экзаменационные вопросы для подготовки к экспертизе знаний (§ 34a GewO) очень полезны для практики. Однако тактические советы почти так же важны. Ведь даже если вы не сразу знаете ответ на экзаменационный вопрос теста 34a, вы сможете сдать экзамен 34a с помощью нескольких советов и подсказок.
Нет идеи, нет ответа? Пожалуйста, не надо!
Вы не можете знать все. Даже если вы хорошо подготовились к тесту 34a с помощью тестовых вопросов, пробных экзаменов и других учебных материалов, вы можете просто не знать, что делать с некоторыми вопросами. Да, это так: Даже если вы не знаете ответа на экзаменационный вопрос, вы все равно сможете преодолеть барьер экзамена на знание эксперта!
10 простых советов о том, как сдать экзамен на профессиональную компетентность
Если вы учтете следующие советы для письменного экзамена IHK по экспертизе § 34a GewO, то сможете набрать баллы и за пробелы в знаниях:
Он может a решение будет правильным, или это может два решения быть правильным. Поэтому никогда не выдавайте три или более решений за правильные!
Единственное или множественное число? Обратите внимание на то, есть ли в Переспрашивание после одного или нескольких правильных ответов спрашивается! Пример: В случае вопроса, который начинается со слов “Какое предварительное условиеenОхранник должен выполнять…” начинается, есть более одного правильного решения.
Обратите внимание на Контекст вопроса (предметная область)! Если, например, вопрос задан о факте из уголовного права (StGB), ответ, относящийся к гражданскому праву (BGB), не может быть правильным.
Обратите внимание на Негативные формулировкиЕсли в вопросе присутствует негатив, то, возможно, вопрос просит вас отметить то, что именно вы хотите отметить. не применяется? Тогда вам нужно переосмыслить и выбрать прямо противоположные варианты ответа!
Ключевые термины, такие как “никогда” или “никогда или “всегда” или “всегда должны быть предупреждающими знаками! Довольно редко бывает так, что, например, запреты или разрешения действуют всегда или никогда, т.е. являются абсолютными. Для многих вещей есть исключения или определенные рамочные условия, и нет строгого черного и белого. Такие ключевые термины в ответе указывают на то, что он скорее неправильный.
Другими терминами, которые должны вызывать тревогу, являются такие, как “исключительно” или “без исключения”. Здесь применимо то же самое, что и в предыдущем совете. Нечасто бывает так, что что-то применяется без каких-либо исключений.
На письменном экзамене вы должны достаточно времени. Не торопитесь, прочитайте вопросы подробно и, если необходимо, несколько раз. Если вы не можете придумать ответ, верните вопрос на место. Пометьте вопрос, чтобы не забыть посмотреть на него позже.
Вы не уверены в правильности ответа на вопрос. Работайте в соответствии с Принцип исключения и отсеять те возможности, которые точно не могут быть правдой. Это часто помогает.
Если вы не знаете, как ответить на вопрос, не оставляйте его без ответа. Гадайте, если придется! Если вы не ответили на вопрос, вы получите 0 баллов. Даже если ваша интуиция подсказывает вам одно или два решения, удача может быть на вашей стороне.
Наконец, самое главное: даже если эта статья посвящена “советам по тактике” в более узком смысле — она не о тактике. приготовьтесь! Своевременное и целенаправленное обучение является существенным фактором для успешной сдачи экзамена.
Инсайдерские советы
Вы можете получить много других советов о том, как успешно сдать экзамен на профессиональную квалификацию 34a, если прочитаете нашу статью бесплатная рассылка подписаться. Сразу после этого мы вышлем вам наш PDF-файл 34a с общим количеством 25 советов по проведению экспертизы к.
Советы экспертов и экзаменационные вопросы на YouTube
Я хотел бы порекомендовать два полезных видео для подготовки к сдаче на лицензию 34a, которые вы можете найти в разделе YouTube-канал Академии безопасности найти:
Говорить об этом бесполезно. Ясно одно: Традиционная индустрия безопасности является низкооплачиваемой отраслью!
Тем не менее, индустрия безопасности предлагает разнообразную, ответственную, увлекательную и одновременно спокойную работу. И если вы умны, вы сможете свести концы с концами. Но — сколько вы зарабатываете как охранник с сертификатом компетентности?
Что важно, когда речь идет о заработке в индустрии безопасности…
Если вы решили работать в секторе частной охраны или ищете нового работодателя, финансовые аспекты, безусловно, играют важную роль. Существует несколько факторов, которые способствуют хорошей почасовой оплате труда. Ниже перечислены наиболее важные аспекты для получения более привлекательной зарплаты.
Уровень образования и подготовки
Очевидно, что чем лучше вы обучены, тем выше ваш потенциал заработка. Как неквалифицированному охраннику, только прошедшему обучение в соответствии с § 34a GewO, вам очень часто платят не больше минимальной заработной платы. Пройдя экспертизу знаний, вы сможете добиться чуть большего базового почасового заработка, приложив для этого достаточные усилия.. Вы можете пойти еще дальше, пройдя дальнейшее обучение, чтобы стать сертифицированным работником по охране и безопасности или стать специалистом по охране и безопасности. Кстати, с 1 января 2023 года минимальная заработная плата по всей стране составляет 12,43 евро в час. Увеличение до 13 евро в час с 1 апреля 2023 года уже решено.
Дополнительная квалификация
Дополнительная квалификация, например, в области оказания первой помощи или противопожарной защиты (например, в качестве помощника по противопожарной защите), очень полезна и повышает рыночную стоимость сотрудников службы безопасности. Они не всегда напрямую влияют на почасовую оплату труда, но всегда являются плюсом при приеме на работу. Дополнительная квалификация включает следующее:
Помощник по пожарной безопасности
Помощник при эвакуации
Спасение из лифтов (спасение людей из лифтов)
Силы вмешательства
Специалист по НСЛ
Сотрудник по технике безопасности (охрана труда)
Специалист по гигиене/здоровью
Курс базовых знаний по радиационной защите и дезактивации
Экспертиза оружия
Также не следует недооценивать навыки межкультурного общения и владения иностранными языками, особенно хотя бы базовым английским.
Деятельность
Индустрия безопасности имеет множество аспектов, и поэтому деятельность, которую выполняют работники охраны, также очень разнообразна. Соответственно, иногда возникают серьезные различия в оплате труда. Охранная деятельность, такая как отдельные охранники и простая охрана, часто оплачивается довольно низко. Работа, требующая специальных навыков, часто хорошо оплачивается. Например, в Авиационная безопасностьв диапазоне Перевозка наличных денег и ценностей, во время деятельности в ядерные установкив котором Охрана подземных и пригородных железных дорог или в качестве специалиста по НСЛ в Центры аварийного вызова и управления службами заработок часто значительно выше, чем в среднем по отрасли. Точный размер заработной платы за работу можно найти в Коллективные договоры взять у них. Если они были объявлены общеобязательными, что обычно и происходит, то они распространяются на всех сотрудников. (Лучше всего добавить федеральный штат в поиск Google, чтобы сузить круг результатов).
Рабочее время
Любой, кто уже активно работает в отрасли и работает сменами, знает это: Часто биоритмы и личная жизнь страдают из-за смены рабочего графика. Однако работа в ночные смены, по воскресеньям и в праздничные дни часто дает решающие финансовые преимущества. В зависимости от федерального штата/коллективного соглашения можно получить следующие льготы Доплаты за ночное время, воскресенье и праздничные дни которые стоит посмотреть. Более того, эти безналоговый! В праздничные дни во многих местах 100% Возможна наценкаТ.е. в дополнение к фактической дневной зарплате вы получаете еще столько же — но уже без налогов! Если посмотреть на месяц, в зависимости, конечно, от количества ночных, воскресных и праздничных часов, то можно добиться следующего Несколько сотен евро сверху зарабатывать. Особенно в начале года или на Пасху это может быть прибыльным делом.
Сверхурочные/овертайм
Сверхурочные — это, конечно, частичный аспект рабочего времени. Тем не менее, я хотел бы посвятить этому аспекту отдельный пункт. Почему? Потому что опыт показывает, что в секторе безопасности работает много сверхурочных, часто гораздо больше, чем разрешено законом, и с очень небольшими перерывами между заданиями. Хорошо подумайте, хотите ли вы пойти на это и должны ли вы действительно работать 200, 220, 240 или даже больше часов в месяц.. Мой совет на данный момент — инвестировать в дальнейшее образование и не разменивать столько времени на деньги: Memento Mori — время вашей жизни также ограничено. Расставьте приоритеты и примите правильное решение для себя, а также для своего будущего.
Государство
Как и в других отраслях, в секторе частной безопасности существует разделение на Запад и Восток. В прошлом эти различия в оплате труда были действительно очевидны. Работники службы безопасности в Берлине зарабатывали в некоторых областях даже не половину от тех, кто работал в Баварии. Как правило, самыми высокооплачиваемыми федеральными землями являются Бавария, Баден-Вюртемберг и Северный Рейн-Вестфалия.. Среди самых низкооплачиваемых по-прежнему находятся новые федеральные земли, например, Бранденбург или Мекленбург-Передняя Померания. Всего несколько лет назад в восточногерманских землях можно было с трудом удержаться на плаву, работая охранником. Однако минимальная заработная плата и постепенное сближение коллективных договоров все больше отодвигают эти различия на второй план. Кроме того, не стоит забывать, что там, где люди зарабатывают больше, они обычно зарабатывают меньше. Стоимость жизни (особенно арендная плата) выше. Так что подумайте хорошенько, если вы раздумываете над этой идеей, стоит ли вам переезжать.
Промышленность
Многие люди думают о работе в службе безопасности в классическом смысле, как об охранном предприятии, которое в качестве поставщика услуг внешних клиентов. Если раньше сотрудники-ветераны на заводах приходили в службу безопасности предприятия в конце трудовой жизни, чтобы провести последние годы своей карьеры, выполняя менее напряженную работу, то в настоящее время ситуация значительно изменилась. Профессиональные внешние поставщики услуг безопасности заботятся о большом количестве компаний из бизнеса и промышленности или государственного сектора в качестве клиентов. Но они все еще существуют, несмотря на десятилетнюю тенденцию к аутсорсингу. Сайт Внутренняя безопасность завода. Особенно в промышленности, деятельность по защите имущества и растений — это когда вы работаете непосредственно в компании-производителе, очень хорошо оплачивается. Der Grund hierfür ist, dass Sie nach dem Branchentarif bezahlt werden, dem die Masse der Belegschaft angehört. Werfen Sie einen Blick in die Тарифные таблицы для металлургической и электротехнической промышленности! Эти ежемесячные зарплаты находятся в другой лиге.
Пособия
Пособия, регулируемые коллективным договором обычно выплачивается начальникам караулов/смен, вожатым собак или на определенных объектах, например, на военных объектах. Аналогичным образом, часто существуют надбавки за дежурства по вызову, например, за (дополнительную) работу в пожарной команде завода. Они варьируются от нескольких центов в час до более 10% больше платить. В Баварии также немного больше денег, если вы работаете в районе Мюнхена.
Охранные предприятия или их клиенты также иногда платят Добровольные (отзывные) пособия. Manchmal gibt es auch Einmal-Prämien für besonders erfolgreiche Einsätze oder für herausragende Arbeitsleistungen. Leider sind diese Art Zulagen aber eher die Ausnahme. Immer häufiger vorzufinden ist aber eine Wechselprämie, also so eine Art „Begrüßungsgeld“. Das allein sollte aber aber nicht unbedingt der alleinige Grund für einen Arbeitgeberwechsel sein.
Конкретные цифры
Вы хотели бы знать конкретные цифры?
Если вы дочитали статью до этого момента, вы поймете, что это непросто, так как это может зависеть от ряда факторов, таких как федеральное государство, работа, рабочее время и их (дополнительная) квалификация. Тем не менее, конкретный пример:
Месячная зарплата в отдельной службе охраны с проверкой знаний специалистов IHK в 2023 году в Баварии:
14,00 евро в час
180 часов в месяц
из этого
12-часовой отпуск
16 часов воскресенья
60-часовая ночь
Это дает примерно 2520 евро налогооблагаемого дохода (брутто) и чуть менее 420 евро необлагаемых налогом добавок. При 1 классе подоходного налога и отсутствии детей, одинокий человек, таким образом, получает прибл. 2170 евро нетто переведена. Однако этот расчет приведен только для примера. Ваша фактическая выплаченная зарплата может зависеть от множества факторов!
Подсказка: Эта статья в последний раз была обновлена в феврале 2023 года. Поскольку регулярно вносятся поправки в положения о минимальной заработной плате и коллективном договоре, рамочные условия за это время могли измениться! (Вся информация без гарантии.)
Темами экспертизы знаний в области охранного дела (§ 34a GewO) являются
Право общественной безопасности и порядка, включая торговое право,
Закон о защите данных,
Гражданский кодекс,
Уголовное право и уголовный процесс, обращение с оружием,
Положение о предотвращении несчастных случаев для охранников и служб безопасности,
Работа с людьми, особенно поведение в опасных ситуациях, методы деэскалации в конфликтных ситуациях, а также межкультурная компетентность с особым вниманием к многообразию и социальному разнообразию и
Основные принципы техники безопасности.
Взвешивание
Для подготовки особенно важно, что некоторые предметы засчитываются дважды. В частности юридическое содержание в отношении подсчета очков больший веса именно Закон об общественной безопасности и порядке, Гражданский кодекс и Уголовное право и уголовный процесс.
Количество вопросов и максимальное количество баллов, которое можно набрать в обзоре:
Закон об общественной безопасности: 4 вопроса / 8 баллов
Закон о защите данных (BDSG/DSGVO): 4 вопроса / 4 балла
Гражданское право (BGB): 12 вопросов / 24 балла
Уголовное право / уголовно-процессуальное право: 12 вопросов / 24 балла
Закон об оружии (WaffG): 4 вопроса / 4 балла
Правила предотвращения несчастных случаев: 8 вопросов / 8 баллов
Общение с людьми: 16 вопросов / 16 баллов
Техника безопасности: 8 вопросов / 8 баллов
Экзаменационные вопросы
При подготовке лучше всего сосредоточиться на экзаменационных вопросах по юридическим темам. Здесь необходимы базовые знания (Основной закон, например, государственное устройство/принципы), а также соответствующие параграфы из Уголовного кодекса (StGB) и Гражданского кодекса (BGB). Классика — это вопросы по основной структуре, юридическим определениям, правонарушениям с их характеристиками и преступлениям. Вам также следует уделить особое внимание так называемым правам каждого человека (основаниям для оправдания и оправдания). В области Уголовно-процессуального кодекса (УПК) предварительный арест, содержащийся в разделе 127, является актуальным.
Письменный и устный экзамены охватывают темы, перечисленные выше.
Правовой основой является Постановление о надзореа именно § 9 в сочетании с § 7 BewachV. Перечень тем или содержания экзамена можно найти в Приложении 2 к BewachV.
В этом блоге Сачкунде-Инфопортала снова и снова представляются вопросы, которые могут встретиться на экзамене в таком или похожем виде. Чтобы получить больше инсайдерских советов и быть в курсе событий, вы можете бесплатно подписаться на информационный бюллетень: https://www.sachkunde-34a.de/insider-tipps-lernunterlagen-34a/
Экспертиза знаний согласно § 34a Закона о регулировании торговли, коммерции и промышленности (Gewerbeordnung) является квалификацией начального уровня для работников частного охранного сектора. Она служит подтверждением базовых знаний, особенно в отношении фундаментальных правовых аспектов, имеющих отношение к работе в службе охраны и безопасности. Кроме того, успешно сданная экспертиза знаний с подтверждением от Торгово-промышленной палаты является необходимым условием для выполнения специальных охранных задач и получения разрешения на самостоятельную деятельность в качестве охранного подрядчика.
Сертификат компетентности требуется для следующих видов деятельности
В качестве охранника (сотрудника) вам необходимо подтверждение того, что вы успешно сдали экзамен на компетентность в Торгово-промышленной палате (IHK) (согласно § 34a GewO), если вы обеспечиваете безопасность на входе в дискотеки в гостиничном бизнесе (вышибалы), патрулирование в местах общественного движения (например, городские патрули), патрулирование в местах фактического общественного движения, деятельность по защите от магазинных воров (детективы универмагов или магазинов). (например, городские патрули), патрулирование в зонах помещений с реальным общественным движением, деятельность по защите от магазинных воров (магазинные детективы), охрана мест предоставления убежища и размещения беженцев (только в управленческом качестве), а также охрана крупных мероприятий с охраняемым доступом (только в управленческом качестве).
Цель экспертизы знаний
Почему экспертиза имеет несколько причин. Когда частные лица — в том числе сотрудники охранных предприятий — охраняют жизнь или имущество других людей, это влечет за собой особые обязанности и большую ответственность. Как охранник, вы должны знать свои права и законные рамки, т.е. что разрешено и что запрещено. С другой стороны, в силу своего положения гаранта, они обязаны предотвратить нанесение ущерба клиенту. В отличие от полиции, у вас нет никаких особых полномочий, поэтому вы должны точно взвесить, в какой степени вам разрешено вмешиваться в права третьих лиц в конкретной ситуации. Если вы зайдете слишком далеко, вы рискуете быть обвиненным в таких правонарушениях, как лишение свободы или нанесение телесных повреждений. Если вы спите на посту и не выполняете свои обязанности по защите, вы также можете оказаться в суде за совершение преступления путем бездействия, если вы причините вред. По этим причинам, а также по другим — перечисленным здесь в качестве примеров — важно приобрести специальные знания, чтобы впоследствии иметь необходимую уверенность для работы в охранном бизнесе.